Как оформить земельный участок в собственность в 2020 году через МФЦ

Многофункциональный центр (МФЦ) создан для удобства граждан: в одном окошке можно обратиться в инстанции разных госучреждений. Регистрацией и учётом земли занимается Единый госреестр недвижимости – ЕГРН, но подать заявление на право собственности можно, обратившись в центр документов. Обстоятельства для внесения объекта в кадастр могут быть разные и нужно знать, как оформить земельный участок через МФЦ в каждом из случаев. Бывает, что в регистрации отказывают по вполне обоснованным причинам.

Обстоятельства для оформления земельного участка

Владелец надела, полученного ещё при советской власти, может продолжать пользоваться им и дальше, пока не наступит событие, когда оформить в собственность земельный участок (ЗУ) придётся. Такие обстоятельства возникают в случаях:

  • проведения сделки, при которой происходит передача надела другому гражданину;
  • оформления наследуемого ЗУ;
  • приватизации земельного участка.

Чтобы распоряжаться недвижимостью, нужна регистрация её в ЕГРН. Самый простой путь утверждения в правах на владение землёй – сделать это в любом МФЦ, независимо от места нахождения участка.

Порядок обращения за услугой в МФЦ

Регламент оформления ЗУ в центре документов предусматривает 3 этапа: подготовка бумаг, вручение их сотруднику для передачи в Росреестр, получение готовой выписки из ЕГРН о включении участка в кадастр. На всю процедуру законом отводится 9 рабочих дней, а при совмещении с приватизацией – 12. Действия заявителя:

  1. Собрать документы: правоустанавливающие (договор сделки, свидетельство о наследовании, постановление о выделении участка), выписку из кадастрового плана, бумаги на землю от прежнего собственника.
  2. Уплатить госпошлину за услугу МФЦ.
  3. Передать заявление и пакет бумаг в окошко по электронной очереди, получить расписку от сотрудника.
  4. Получить в центре готовый документ.

Порядок единый для всех причин регистрации ЗУ. Если собственнику не исполнилось 18 лет, оформление производится по доверенности от его имени.

Отдельные случаи кадастрового учёта

Когда приватизация земли не проводилась, её можно оформить обособленно или совместить с перерегистрацией на нового собственника. Другие обстоятельства оформления ЗУ – отчуждение недвижимости по договорам купли-продажи, дарения, обмена. Есть нюансы при вступлении гражданина в наследование земли.

Приватизация надела

Под этим термином понимается переход ЗУ от государства в частные руки. Действие доступно гражданам, право которых на участок подтверждается арендой, бессрочным пользованием, наследованием муниципальной земли. При этом приватизацией человек может воспользоваться только 1 раз. Для оформления потребуется:

  1. Поставить ЗУ на кадастровый учёт, провести межевание.
  2. Обратиться в муниципалитет с просьбой о передаче земли в собственность. Приложить свидетельства о владении домом и постройками на участке. Ответ выносится через 2 недели в одном из вариантов: разрешить бесплатно или с выкупом. Может случиться и отказ с объяснением причин.
  3. Приложить постановление о приватизации или договор о продаже к пакету бумаг, подготовленному для МФЦ, передать сотруднику.

Если участок выкупается, соглашение с администрацией поселения предварительно оплачивается в полной сумме. Когда приватизируется незастроенный участок, времени на оформление уйдёт больше.

Утверждение договоров продажи и обмена

Само соглашение о передаче ЗУ во владение другому человеку не даёт право собственности приобретателю, не зависимо от способа отчуждения: обмен это или дарение. В любом случае подтверждением будет только регистрация. Продажа участка, как и другие сделки с землёй, закрепляется договором, а утверждается в МФЦ. Дополнительно к общим документам, сотруднику в окошко подают:

  • паспорт продавца (дарителя) и бумаги о его праве владения земельным наделом;
  • оригинал договора о передаче собственности.

Покупая участок, не прошедший регистрацию в кадастре, приобретатель рискует остаться без земли и без денег.

Оформить территорию при наследовании

Нередко ЗУ переходит к новому владельцу после кончины прежнего хозяина. В этом случае сразу приступить к переоформлению земли на получателя не получится. Наследование – процесс долгий, длится он ≥6 месяцев. Такое время даётся наследникам, чтобы заявить о своих правах на недвижимость. Если спустя полгода претендент на участок остался один, его действия такие:

  • получить у нотариуса свидетельство о наследовании;
  • обратиться в МФЦ с приложением всех обязательных документов и полученных в нотариальной конторе, а также справки о кончине наследодателя.

В остальном процедура ничем не отличается от общего порядка регистрации ЗУ через МФЦ.

Действия при отказе в регистрации земли

Чтобы не попасть в ситуацию, когда муниципалитет выдаёт отказ на запрошенный участок, нужно знать, какая земля не передается в собственность. Такой перечень предусмотрен законом. В него входят территории:

  • заповедников, парков и площадей специального назначения;
  • оборонного ведомства;
  • захоронений, памятники культурного наследия.

Узнать, есть ли ограничение передачи выбранного участка, можно узнать в Росреестре по кадастровому номеру. Необоснованный отказ муниципалитета обжалуется в суде.